История русской лаковой миниатюры

Искусство лаковой живописи появилось на свет на Западе в бездонной древности. Из старых китайских манускриптов известно, что соком лакированного дерева накрывались образные изделия еще 2000 лет тому назад. Не большей древностью различались и японские лаки.

Фантастическое обилие узорных фигур, соединение темного фона с сиянием золотых контуров и полос восхищали собственной красой и переменяли западные лаки в истинные образные ценности.

Во время средневековья искусство росписи лаковой плоскости просочилось в Индию и Персию, а в XVII веке – в Европу. В этот период покупают популярность французские лаки, в особенности компании братьев Мартэн, и британские лаки. В Германии, в Брауншвейге, в 1763 году открывается фабрика Штобвассера, оперативно завоевавшая признание в Европе за высокое качество лака и великолепных фотографий на табакерках и шкатулках. Изготовление первых лакированных изделий в РФ относится к началу XVIII столетия. При искусственном оформлении дворца Монплезир в Петергофе «Китайский кабинет» был оформлен 94 лакированными панно в японском образе. Работы выполняли русские мастера лакирного дела. К концу XVIII века в РФ, как и в Европе, в моду входят лакированные табакерки из масса, красиво оформленные разодетой росписью с живописью в качестве аллегорий, деликатных сцен, в которых сказались роскошные изломы рокайльных поводов и точные композиции начальной классики.

В середине столетия возникают табакерки, красиво оформленные железными ясными медальонами с портретами повелителей – Петра I, Екатерины II либо медалями, вычеканенными в честь каких-нибудь значительных мероприятий.

Начало групповому изготовлению лакированных изделий в РФ возложил столичный торговец П.И.Коробов, создавший в 1795 году под Столицей в сельце Данилково (нынче Федоскино) фабрику по приготовлению лакированных козырьков для киверов – ведущих уборов солдат и офицеров русской армии. Он позвал из Германии несколько брауншвейгских специалистов и организовал на собственной фабрике изготовление лакированных изделий.

Одним из первых типов коробовской продукции были доступные табакерки, на крышки которых наклеивались хлопчатобумажные картинки-гравюры со снимками наиболее значительных мероприятий тех пор: моментов Российской битвы 1812 года, русско-турецкой битвы 1828-1829 годов. На одной из табакерок изображен пожар Города Москва 1812 года и даны слова из высшего рескрипта правителя Александра I: «Огонь этот будет в роды родов озарять свирепость Наполеона и популярность России».

Для П.И.Коробова это был не только любопытный сюжет битвы. Он лично был очевидцем данного ужасного мероприятия, оставаясь в городе Москва и следя пылающий в огне город. Коробочка с данным изображением не сохранилась целиком. Но уцелевшую покрышку сберегали, и позже она была вставлена в серебряную рамку и возобновляла служить как стенной футлярчик. Если вас интересует мстера лаковая миниатюра советуем заглянуть на сайт palekh.su.

После гибели Коробова предприятие возглавил его зять П.В.Лукутин.Он существенно повысил изготовление лакированных изделий и достиг отличного качества миниатюры, ставшей существенным феноменом в российском художестве. Начиная с первой русской художественно- индустриальной демонстрации 1829 года, Лукутины постоянно,в течение всего XIX века участвовали в отечественных и интернациональных выставках, получая большие премии.

1830-е годы были временем развития и созидательных поисков лукутинской миниатюры, подготовки разных дантист и способов искусственного декорирования. Живопись на продуктах из масса сочинялась как правило маслом в технике имеющего несколько слоев послания, в три-четыре пласта. Любой пласт накрывался лаком и высушивался. Роспись выполнялась 2-мя методами «по-плотному» и «по-сквозному». Первый выпускался непроницаемыми корпусными красками. Данная техника обеспечивала насыщенность и стабильность живописного пласта, и давала существенный простор для колористического решения, содействуя формированию цветной палитры.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *