Какая роль Хельмута Марко в начальстве Red Bull Racing

a3862b98

Хельмут Марко Данный человек занимает неприметную обязанность гоночного менеджера — однако кто же он действительно? Английский корреспондент Джо Савар разбирается в истории вопроса и предоставляет собственный ответ…

Хельмут Марко занимает в Red Bull Racing неприметную обязанность гоночного менеджера, однако какая его роль действительно? Отчего после катастрофы в Турции корреспонденты пошли как раз к Марко, а не к шефу команды Кристиану Хорнеру? Английский корреспондент Джо Савар разбирается в истории вопроса…

Джо Савар: «Мероприятия вокруг Red Bull на Гран При Турции прикрепили внимание к маркетингу команды – в настоящее время отличный момент, чтобы разобраться, как всё организовано.

Бригада числится австрийской, впрочем и основывается в Милтон-Кинс, в Англии. Австрийского в ней вряд ли больше, чем в сосисках с картофельным пюре – колеблюсь, что кто-то из служащих базы знает, как зовут канцлера Австрии. Все-таки, основные решения тут принимают представители данной страны, они же подписывают чеки…

Командой обладает австрийская организация Red Bull GmbH, основанная в поселке Фушль-ам-Зее – в холмах возле Зальцбурга. Она была образована в 1984 году австрийцем Дитрихом Матешицем, который и продолжает ей управлять. Но ему принадлежит лишь 49% бизнеса, а другое – тайландцам, папе и сыну Йовидхья. Младший, Чалео, в 1962 году создал организацию TC Pharmaceutical Company – она производила безалкогольную «шипучку» Krating Daeng – в переводе это означает Ярко-красный Гаур (гаур – это большой бык, живущий в Юго-восточной Азии).

Такое наименование, но, не полезно звучит на британском, потому, когда Матешиц принял решение реализовывать данный продукт в Европе, он поменял наименование (и вкус) в соответствии с условиями рынка. Создание было начато в Австрии в 1987 году – одним из первых послов организации стал гонщик Формулы 1 Герхард Бергер. В 1992-м начались реализации в Венгрии, затем интернациональная экспансия стала усиливаться.

В середине 1994 года Матешиц обрел контроль над командой Заубер, чтобы обратить свое внимание всего мира на собственный брэнд. В 1997 году Red Bull появилась на рынке США, в 2000-м – Дальнего востока.

Хельмут Марко был учителем Бергера, когда тот начинал карьеру. Врач юридических наук института Граца, Марко обучался в одном классе с Йохеном Риндтом. Он и сам был хорошим пилотом и в 1971 году выиграл на заводской Martini-Porsche 917K «24 дня Ле-Мана» в организации Гийса ванн Леннепа.

Позже в том же году он появился в Формуле 1 на Макларен М7C команды Ecurie Bonnier, однако не прошел квалификацию Гран При Германии, так как горючее в контейнере завершилось, чуть Хельмут поехал из боксов. Пилот не отдался и четырежды начался за BRM. Годом позднее он продолжил представления в той же команде и на Гран При Франции  в Клермон-Ферране начался с 3-го ряда и занимал в автогонке 5-ое место, когда незначительный камешек, вылетев из-под колеса автомашины конкурента, прорвал защитное окно шлема, и гонщик лишился зрения на 1 глаз.

Больше он не играл в Формуле 1, но несмотря на это начал сохранять юных австрийских и германских пилотов, основав свою команду. Его первым любимец стал Хельмуг Кёниг, однако молодой пилот погиб в автомобиле Surtees на Гран При США в Уоткинс-Глене в 1974 году.

Потом были Ханс-Георг Бургер и Маркус Хоттингер, которые играли на БМВ М1, приготовленном Марко, в 1979 году. Однако в 1980-м оба погибли в состязаниях Формулы 2. Хельмут помогал Йозефу Гартнеру и Кристиану Даннеру в Ле-Мане, однако первый результат пришел в конце 80-х, когда за команду RSM Marko в Формуле 3 гнался Герхард Бергер. В тот же день Марко занялся гостиничным делом – в настоящее время у него 2 гостиницы в Граце.

Когда Бергер оказался в Формуле 1, Марко переключился на кузовные автогонки, пока не пришел в германскую Формулу 3, где в 1989 году привел к титулу Карла Вендлингера. Следующий результат датируется 1994 годом, когда в данной же серии самым сильным стал Йорг Мюллер. Бригада перебралась в Формулу 3000 и в 1996-м стала самой сильной и там.

В 1997 году в её составе играл Хуан-Пабло Монтойя, однако год предоставился безуспешным. Марко устанавливал под колебание физиологическую фигуру колумбийца, впрочем тот и одержал 3 победы. В середине года Хуан-Пабло переступил в Супер Nova Racing – и захватил там звание победителя.

В 1999-м стартовало партнерство RSM Marko с Red Bull – Марко уверил Матешица создать молодежную команду Red Bull Junie. Её лидером стал Энрике Бернольди. Марко весьма веровал в этого пилота и уверял Матешитца выкинуть его за руль Заубер в 2001 году. Однако, если б Дитер стал настаивать, то всё бы завершилось разрывом отношений с Петером Заубером, который делал ставку на никому не знаменитого юнца по имени Кими Райкконен, и отказывался рассуждать о Бернольди.

Матешиц возобновлял ассигновать Заубер, однако реализовал её акции банку Кредит Suisse – отныне Red Bull необходима была иная бригада, над которой можно было бы установить общий контроль.

В то же самое время платформа Red Bull Junie вырастала и расстилалась. В 2001 году она содержала 7 гонщиков, в 2002-м – двадцать, в 2003-м – 14. Но в Ф3000 RSM Marko играла не сильно значительно – поэтому была перекрыта в середине 2003 года. Благотворительная помощь Red Bull досталась плану Arden Моторспорт, управляемому Кристианом Хорнером.

Он господствовал в Формуле 3000 в 2002 и 2003 гг. с Томашем Энге и Бьорном Вирдхаймом. В 2004 году пилотом Хорнера стал член молодежной платформы Red Bull Тонио Лиуцци, который в конечном итоге одержал 7 побед в 10-ти автогонках. Ещё одна досталась его партнеру Роберту Дорнбосу.

В конце такого же года Матешитц и Марко приняли решение приобрести команду Ягуар Racing. Кристиан Хорнер был принят на работу, чтобы производить руководство. Первым пилотом стал Дэвид Култхард, в качестве 2-го менялись Кристиан Клин и Тонио Лиуцци. В середине 2005-го Матешица уверили купить активы команды Minardi – так возникла Скудерия Toro Rosso.

Ясно, что «гоночный менеджер» Red Bull официально не интегрирован в конструкцию команды, но зато он считается солидной силой во внешних действиях. Место на инструктивном мостике занимает Хорнер, однако он видел, что случилось с Герхардом Бергером, и очень хорошо знает, что с Марко лучше сохранять отличные отношения.

Кто же на самом деле управляет действием? Может быть, стоит выслушать Дэвида Сирза, который в дальнем 1997-м получил к себе Хуана-Пабло Монтойю, лишенного работы из RSM Marko…

«Пилот и его отец пришли ко мне в середине 1997 года и просили о помощи, — сообщил Сирз. – Тогда он гнался за Хельмута Марко, который планировал совместно с Герхардом Бергером принять с ним договор консультанта. Но мы с Хуаном условились о партнерстве – это приключилось в Хересе в тот выходной, когда Жак Вильнев стал чемпионом. Чуть Марко узнал про это – Монтойя и его отец, и их вещи были выкинуты из автобуса команды. В остальные дни они приезжали есть к нам. А мне с того времени никогда в жизни не позволяли заключать договор с пилотами Red Bull, в связи с тем что данный процесс контролировал Марко». 

Мероприятия Гран При Турции 2010 года дают возможность сделать заключение, что такая ситуация сохранилось прежним и до настоящего времени. Марко напрямую осуждал Марка Уэббера после столкновения австралийца с Себастьяном Феттелем. Кристиан Хорнер был более осмотрителен, однако также осуждал Уэббера, впрочем причин к тому, будто бы, не было.

Располагая самой лучшей автомашиной и парой отличных гонщиков, Red Bull Racing в настоящее время к триумфу, чем когда-то, однако происшедшее в Турции не сделало возможным развить результат. Уэббер недоволен, однако по крайней мере оставил первенство в зачете. Феттель смотрится несколько отчаявшимся, проиграв партнеру в 3-х автогонках подряд. Хорнеру очевидно неуютно. В настоящее время действием на самом деле управляет Марко…»

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *